Трудные вопросы

Геометрия

#

  • Зачем человеку заниматься тайцзи-цюань?

    Тайцзи-цюань способно подарить переживания, позволяющие понять, что значит жить в пропорциональном теле. Впрочем, до этого высокого состояния доходят сегодня лишь единицы. Обращаю внимание — доходят, поскольку существует тип людей, уже родившихся в более-менее пропорциональном теле, и у них нет понимания, что значит жить в непропорциональном теле. Однако таких людей тоже единицы.

    Есть небольшое число близких к мастерам занимающихся, в особенности члены семьей, которые изменены мастером или учителем, но они также не определяют, что значит иметь «правильное тело» на уровне осознанного переживания.

    Все же остальные, до момента достижения серьезных результатов суть не более чем реакционеры, разобравшие тайцзи-цюань по своему вкусу.

  • Что сегодня побуждает человека заниматься тайцзи?

    Всех занимающихся можно разбить на группы любителей эстетики, оздоровительных практик, философствующих умников и спортсменов, потерявшихся в своем строительстве. Существует еще странный класс любителей тайцзи-цюань с позиции боевого искусства. Ну и небольшая группа алхимиков, пытающихся простроить это самое «правильное тело».

    Все эти определения дает и принимает сегодня сам человек, ведь ему же надо как-то определять, зачем он чем-то занимается. Но реальной осмысленности в этом нет. Во-первых, каждый занимающийся находится уже в неком развитом опыте — либо внутреннем (скажем, он занимался танцами, борьбой или долго «развивал» свою лень), либо внешнем, где ему навязали свое понимание те, кто сам этого понимания так и не достиг. В этом смысле самая опасная группа в тайцзи-цюань — это те, кто долго и безуспешно «катает» формы. Или знатоки китайского языка, считающие, что знание языка делает их ближе к пониманию знания. На самом деле это делает их более зависимыми от информации. Зачастую они оперируют различными названиями, реально не понимая их сути, так как у них просто нет достаточного опыта.

    В общем, как бы то ни было, на данный момент тайцзи-цюань занимаются самые разные группы, побуждаемые самыми разными интересами. И как результат, ни одна из этих групп не понимает, зачем этим занимается другая. Каждая группа принимает для себя те цели, ради которых занимается она, но не понимает, зачем же занимаются другие.

  • К чему приводит наличие большой разницы в подходах к занятиям тайцзи-цюань? Есть ли то, что всех объединяет?

    Занимающиеся мало того, что не анализируют разные подходы, но они еще и находятся в довольно агрессивной защите своей позиции. При этом, почти каждый практикующий тайцзи-цюань говорит о некой «внутренней работе», которая когда-то должна обязательно наступить. Почему и зачем — это уже мало кого интересует. И все углубляются в изучение форм, думая, что именно эта форма и принесет им ту самую работу.

  • Почему изучение форм тайцзи не приводит само-собой к нужным результатам, к пониманию внутренней работы?


    Потому что, по сути, создается ситуация, когда у занимающихся на самом деле нет никакого интереса к серьезной внутренней работе, потому что условия для нее практически отсутствуют. А главное условие — это сознание, а не продолжение неправильного использования своего тела. Форма не может быть правильной, пока не исправлено тело. Но даже исправленное тело не может работать, так как сила сознания не то что не развита, но еще и парализована неправильной циркуляцией энергии. Даже в более-менее простроенном теле.

  • Почему любители тайцзи-цюань с позиции боевого искусства — «странный класс» занимающихся?


    Конечно, можно понять, когда в 80-е годы люди занимались тайцзи-цюань, пытаясь разглядеть в этом искусстве прикладной аспект и рассматривая его как боевое искусство. На тот момент никто реально не знал, в чем его суть, а историй и легенд о силе и непобедимости мастеров тайцзи было достаточно, чтобы завлекать неофитов. Но это был период времени, когда в сфере любителей боевых искусств были достаточно жесткие условия существования, где люди, по сути, изучали техники, чтобы научиться драться как можно искусней.

    Это было время, когда боевые искусства развивались «по понятиям». И тогдашним занимающимся нужно было и тайцзи-цюань «по понятиям». Конечно, существовал еще класс рафинированных китаеведов (который впрочем, никуда и не делся с тех пор), но их любители подраться никогда не воспринимали как практиков. Это как мир грузчика и мир офисного работника. Впрочем, эти два класса людей объединяло одно — подход к тайцзи-цюань.

    Для одних это было приложением к их мудрствованию, для других — приложением для рукоприкладства. «Офисные работники» и сейчас продолжают мудрствовать, а вот зачем сегодня человек ищет в тайцзи-цюань боевое искусство, не имея опыта этого самого боевого искусства, и ожидая, что он будет мягко и медленно ходить, а все вокруг будут отлетать и падать, не понятно…

    Конечно, можно ожидать, что через десять лет «мягкоходячий» поймет, что это не так, и еще через двадцать он приведет себя хотя бы к состоянию внутреннего сохранения и сосредоточения как к условию формирования внутренней силы и мощи. Но ведь пройдет уже тридцать лет! И до боевого искусства ему уже совсем не будет дела, так как откроются такие рубежи, какие ранее были неведомы!

    Но поди скажи сегодня тем, кто смотрит на тайцзи-цюань как на боевое искусство, что через тридцать лет они смогут применить его, но не захотят! Какая будет реакция? Кто-то может возразить: «Тридцать лет? Да я за пять постиг или обучу любого!». Но если мы говорим о тайцзи-цюань, то мы говорим о физиологии, а она имеет свой ритм развития, и ничего вы раньше не сделаете! Десять лет необходимо только для восстановления тела, еще десять лет для изменения связей, и только затем создается внутренняя опора. Те же, кто достиг этого раньше, — это та небольшая группа людей, о которых я писал выше. Они сами все равно не понимают, как у них это получилось. Просто произошел «неконтролируемый сдвиг по фазе».

    Так что заниматься сегодня тайцзи-цюань c позиции боевого искусства — это издевательство над ним и заодно над собой. И если мы посмотрим исторически, то увидим, что данным искусством никогда и не занимались как боевым. Это Чэнь Чжаокуй, отец ныне здравствующего Чэнь Ю, дал определенный толчок такому восприятию, чтобы подзаработать и устроиться на государственную службу в Пекине. Чэнь Чжаокуя были готовы взять на работу, чтобы он обучал людей прикладному значению, так как он был достаточно развит не только в физическом, но и в энергетическом смысле. И тот действительно демонстрировал возможности, которые он наработал годами и десятилетиями.

    Так что тайцзи-цюань — направление, которое сегодня многие старательно пытаются воспроизвести, но не понимают его причины. Самое интересное, что все истории, связанные с мастерами тайцзи-цюань, которые демонстрировали свои сверхвозможности, не были связаны с техникой. Они были связаны с энергией, которую эти мастера развили. И здесь уже не важно, какое движение он делал, какой шаг или какое положение принимал… К нему невозможно было подойти, любой частью тела он мог что-то сделать с противником.

    Мы можем сказать: «Ну вот, они развили в себе эти способности за счет формы!». И здесь кроется большая ошибка, так как они развились не за счет формы. Они познали за счет нее пропорцию, и уже пропорция изменила их силу и, конечно, саму форму.

    Сегодня понимание пропорции практически отсутствует. Не потому, что об этом не знают, а потому, что это понимание надо развивать. Кто из современных мастеров владеет пропорцией? Единицы (и лучший здесь, пожалуй, Чэнь Сяован). Так что ожидать от тайцзи-цюань, что оно будет тем боевым искусством, которое каждый сам себе придумывает, значит, мешать себе в познании этого искусства на десятки лет.

  • Какие люди чаще всего приходят в тайцзи-цюань восстановить своё здоровье?


    Обычно к ним относятся те, кто занимался цигуном там-сям, а теперь хочет чего-то более конкретного, чтобы понять что-то более интересное и глубокое.

  • А все-таки, что такое цигун?

    Цигун — это некая модель гимнастики, которую в свое время предложила компартия Китая для того, чтобы хоть как-то легализовать деятельность продвинутых товарищей. Все попытки привязать цигун к какой-то долгой истории, как это пытаются делать сегодня — личное дело каждого.

    Что есть цигун? Это, по сути, работа с энергией, и для ее осуществления из различных практик были выделены различные подготовительные упражнения, которые потом и назвали цигуном. «Шелковую нить» (подготовительное упражнение в тайцзи-цюань) тоже можно назвать цигуном. Можно взять три движения из тайцзи-цюань, сказать, что это цигун, и утверждать, что это энергетические упражнения, которые чему-то помогают. И если быть откровенными, то цигун — очень удобный социальный или коммерческий аспект преподавания, который позволяет вовлекать людей в практики, восстанавливать их и оздоравливать. Но в серьезном или познавательном аспекте цигун рассматривать нельзя, как бессмысленно ждать от урезанной версии компьютерной программы полноценных возможностей.

  • Почему тайцзи-цюань нельзя заниматься с позиции получения приятных ощущений, развития энергии?


    Есть категория людей, которая вовлекается в тайцзи-цюань, пытаясь развить или раскрутить энергию. Это не ведет к познанию, потому что в тайцзи-цюань нужно сначала познать пропорцию. А для познания пропорции нужна голова. У людей, приходящих в тайцзи-цюань после цигуна, существует проблема с головой, потому что они настолько раскрутили энергию ци, что эта ци уже контролирует их голову. Более того, эти люди не понимают разницы между энергиями, и в основном катают эту энергию вправо и влево, а это ни к чему не приведет, потому что нет силы в движении.

    Часто многие практикующие тайцзи-цюань тоже начинают опираться на ощущения, но эти ощущения не дают им никакой силы. Вы мне покажите хоть одного тайцзиста, который имеет реальную силу! Это единицы, которые познали пропорцию и познали реальный путь развития в этом направлении. И что же получается? Люди, увлекаясь тайцзи-цюань и подобными ощущениями, просто раскручивают их, а потом зависят от них и становятся рабами этих ощущений. Им это, конечно, нравится, так как тут заложен элемент переживания первичного значения, и здесь не нужно говорить, хорошо это или нет. Человек заявляет, что он так хочет, и здесь нет вопросов — достигнут базовый уровень утилитарного существования. Но ради этого ли существует тайцзи-цюань?

  • Каких занимающихся Вы относите к группе «любителей эстетики»?


    Этот класс людей, увлекающихся тайцзи — это некая богема, для которой первичен эстетический аспект. Это люди искусства, которым просто нравятся мягкие и красивые движения, и они делают это просто для удовольствия, перекатывая одно в другое. И здесь тоже трудно что-либо сказать, потому что каждый сам себе художник и сам себе режиссер. Правда, мы не можем называть это тайцзи-цюань, даже если они его так называют. Это любители пластических упражнений. Но так как им это нравится, то они имеют на это право. По крайней мере, это хотя и эмоциональный пласт людей, но не особенно реакционный.

  • Как можно охарактеризовать группу занимающихся, названную выше «философскими умниками»?


    Более реакционная группа, которая увлекается тайцзи-цюань — это интеллектуально-философский класс. Эти люди обыкновенно изучают китайский язык и читают много книг. Они видят глубину познания, поэтому воспринимают тайцзи как некий серьезный способ глубокого понимания природы. Этот класс людей очень серьезно опирается на понятия, связанные с традицией.

    Впрочем, эти люди с некой степенью сосредоточенности и способностью слушать (как правило, это люди с образованием, слишком информированные, изучающие китайский язык или знакомые с тем или иным мастером) имеют другие проблемы, связанные с перекосом в левом полушарии. Их сознание не центрировано. Они привносят слишком много идеологии, но при этом их тело не проработано и они просто возбуждают правое и левое полушарие своего мозга, следуя тому, чему они считают нужным следовать, а не тому, что есть на самом деле.

  • Почему не следует сегодня опираться на понятия, связанные с традицией?

    Первое — что значит следовать традиции? Давайте поймем первое слово «следовать». Кто сегодня может реально следовать? Кто может реально заниматься каждый день, кто может реально углубляться, кто может реально жить рядом с мастером, кто может познавать задачи, принципы и законы, которые дает этот мастер? Нет этих людей! Мы живем в другом мире.

    Сегодня никто не может следовать традиции. Например, если говорить о Чэнь Сяоване, то, поверьте, сегодня тысячи людей скажут, что они следуют традициям Чэнь Сяована. Но спросите у самого Чэнь Сяована, как он считает, сколько человек следует его традиции? Наверное, он ответит, что немного. Он смотрит на все это как бы созерцательно. Но даже многие серьезные последователи Чэнь Сяована вряд ли могут понять до конца его природу, потому что это понимание связано с определенными пропорциями и законами, которые он выражает. Это уникальный мастер, но его уникальность могут познать немногие.

    В чем же заключается его уникальность? Во-первых, в том, что осталось совсем немного мастеров такого класса, а во-вторых, он демонстрирует законы пропорции. Чтобы понять законы пропорции, человек должен сам в себе прочувствовать их. Как можно воспроизвести пропорцию? Это невозможно. Да, если вы обратите внимание на разных мастеров, то вы увидите, что они все делают по-разному. Однако дело не в этом, просто у каждого из них своя пропорция, и они выражают эту пропорцию. Понимаете, мастер не может быть над тайцзи-цюань. Над тайцзи-цюань есть законы и принципы, и только тот, кто следует этим законам и принципам, познает тайцзи-цюань. А вовсе не тот, кто следует за кем-то, даже если этот «кто-то» — великий мастер.

    Мастер может повести того, кто становится его учеником. Стать учеником в современном мире возможно лишь теоретически. Почему? Потому что сегодня другой ритм, другие условия проживания. Но самая большая проблема здесь — с головой. Человек не оперирует своей головой и это значит, что он не оперирует своей концентрацией. Он не в состоянии сконцентрироваться и реализовать даже ту задачу, которая перед ним ставится. А пропорция, развитие энергии и формы — это путаница в голове у всех.

    Тайцзи-цюань — это сверхинтеллектуальное искусство. Но что мы имеем сегодня? Люди, занимающиеся тайцзи-цюань, больше напоминают пассивных агрессоров. Они как будто всегда недовольны чем-то: «Я вот такой хороший, медленно хожу, а все остальные плохие, потому что они медленно не ходят». Ведь видно сразу, когда человек серьезно занимается. А развивая энергию на первичном этапе, но не реализуя задачи своего сознания, эти люди элементарно «фонят». Они ходят и «фонят». Потому что сознание еще не отрегулировано, нет понятия гармонии, и именно это является причиной многих следствий. Например, мастер всем говорит про естественность, но это остается непонятным для людей. А ведь это должно быть выражено, и только так может стать причиной, отправной точкой в действии.

    Естественность — это пропорция, это ось, которая должна выражаться. Тайцзи-цюань способно совершенствовать пропорцию. А куда вы эту пропорции примените (будь-то боевые или еще какие-то искусства) — это уже второй аспект. Потому что только в пропорциональном теле, в форме, можно реализовывать задачи, а не в потерянном теле и, тем более, при неразвитой концентрации.

    Следует признать, что в условиях современного мира мы не в состоянии, даже если захотим, следовать традиции, потому что на дворе уже не тот период времени, не тот ритм, что прежде. Мало кто может посвятить себя правильному развитию, потому что надо понимать, что такое правильное развитие, и, к тому же, в этом должно быть постоянство. Единственный выход из ситуации — формировать в себе ученика.

  • Что означает «формировать в себе ученика»?

    Для того чтобы понять мастера, не нужно ждать, пока мастер что-то скажет. Нужно самому быть готовым воспринимать то, что не лежит на поверхности, что только имеется в виду и что читается между строк. Например, вас исправляют в той или иной форме, а вы зачастую не понимаете, в чем задача данного исправления, вы не видите, куда направлено усилие, когда вас правят. Нужно иметь концентрацию, нужно иметь концентрированное усилие, чтобы увидеть ту тонкость, которая закладывается мастером. Ведь вас же правят не по отношению к совершенному телу, вас правят по отношению к вашему собственному телу. А значит, ваша правка не является совершенной. Она является правкой, необходимой вам в данный момент для реализации.

    Значит, вам следует постоянно спрашивать себя: а что я здесь получаю? И в первую очередь спрашивать себя. В этом и заключается задача.

  • Какая роль отводится сознанию в тайцзи? И в чём заключается смысл внутренней работы?

    Самое сложное, что мы, вовлекаясь в формы, совершенно не задействуем наше сознание. Оно задействуется только на первом этапе обучения, когда мы заучиваем движения, изучаем форму и т. д. В результате мы просто запоминаем схему. И это максимум, когда наше сознание еще работает. Когда же схема выучена, мы начинаем и следовать этому состоянию в ощущениях, и, самое главное, начинаем его усиливать. Это принцип цигун.

    Мы начинаем раскачивать энергию ци, не понимая ее природы, ее задач. Важно понять, что эта энергия никогда не даст нам силы. Нам нужна совсем другая энергия. Энергия ци нужна лишь для восстановления тела, а для его развития нам нужна преобразованная, перегнанная энергия. И в этом заключается смысл внутренней работы.

    Однако когда человек вроде бы уже готов заниматься внутренней работой, оказывается, что у него недостаточно силы сознания или силы концентрации, потому что он так раскрутил эту ци, что она уже контролирует его сознание, и сознание не в состоянии даже сосредоточиться. Например, мы делаем какое-то движение… Обратите внимание на то, что степень сосредоточения сознания при этом теряется. Хорошо, если ее хватает на 10–15 минут, потому что как только ци начинает усиливаться и кровь приливает к мозгу (особенно если мы делаем движение в неправильном ритме), мозг, по сути, отключается. Голова просто следует за движениями, и человек попадает в пассивное ожидание, что когда-нибудь свершится чудо…

  • Что такое пропорция в тайцзи-цюань?

    • chom-siluetПрежде чем развивать тело (под телом понимается физическая и энергетическая модель), его необходимо восстановить.
    • Прежде чем развивается геометрия — укрепляется сознание, вырабатывается сосредоточение.
    • Практика строится только на системе принципов, определяющих первоначальное развитие тела, сознания и энергии.
    • Тайцзи-цюань опирается на геометрию не только движения, но и покоя (квадрат в круге, круг в квадрате). Геометрия позволяет строить технику тайцзи-цюань в трехмерной системе координат.
    • Движение опирается на естественность, а значит, оно может наращиваться. Тайцзи-цюань, опираясь на наращиваемое усилие, не имеет предела в развитии.
    • Развивается внутреннее питание.
  • Какие основные ошибки допускают занимающиеся тайцзи-цюань?

    Занимающиеся тайцзи-цюань зачастую считают, что добились результата, запомнив последовательность движений формы или почувствовав уверенность в движениях, уподобившись движениям великих мастеров. На самом деле, далеко не всегда это означает, что практикующий не допускает ошибок. Ошибки можно подразделить на ментальные, физические и энергетические.

  • Какие основные ментальные ошибки бывают?

    Отсутствие расслабленности живота. Расслабленность живота — это способность удерживать напряжение для углубления дыхания.

    Зажатость. Ошибка формируется потому, что тело не приучено быть под контролем и движения тела зависят не от сознательной установки, а от собственных, наработанных предыдущим опытом возможностей. Характерная особенность — отсутствие понимаемой меры в движении. Под зажатостью понимается не только тело, но и сознание.

    Отсутствие увязывания. Движения должны быть увязаны, для этого необходимо привести сознание в живот.

    Заваливание в сторону. Заваливание в сторону — результат потери контроля сознания над боковыми осями, и это в первую очередь ментальная ошибка, которая приводит к разрыву связи плечо-бедро. В результате этого в теле появляется дополнительная энергия, ведущая к потере контроля над наращиванием силы.

    Потеря оси в голове (то же самое, что и натянутость в макушке). Ведет к нарушению центрированности головы и, как следствие, к нарушению питания мозга, что приводит к ослаблению концентрации. Также ведет к ненужным наклонам в спине.

    Потеря контроля над низом спины. Ведет к потере связи со спиной, и, соответственно, к потере контроля над силой.

    Отсутствие подобранности копчика. Важно понимать ментальную задачу в отношении того, что касается копчика. Пока не будет достигнуто умение возвращать энергию, невозможно добиться естественного состояния подобранности. Следовательно, задача работы с копчиком — это, в первую очередь, контроль, а не подобранность.

    Недостаточный контроль промежности. Важнейшая ментальная задача для вырабатывания умения опускать центр тяжести.

    Контроль стоп. Стопы надо научить думать, они не должны болтаться при движении. Стопы должны уметь слушать, опустошаться и укореняться. В конечном счете это должно привести к пониманию направления стопы.

    Отсутствие подобранности подбородка. Данный аспект необходим для поддержания контроля сознания. Потеря подбородка нарушает равновесие между левым и правым полушариями мозга.

    Потеря взгляда. Потеря взгляда — это отвлечение своего внимания в первую очередь от себя. Нужно уметь смотреть внутрь. В реальности нужно уметь видеть все тело. Любое выхватывание объекта взглядом ведет к потере контроля и концентрации. Взгляд должен быть сферическим. Неумение контролировать взгляд ведет к рассеянности и потере духа.

    Открытый рот. Это потеря контроля над слюной и языком, что также ведет к нарушению циркуляции в переднесрединном меридиане.

    Двойной вес. Неспособность регулировать сознанием внутренние процессы до конца.

  • Что такое «двойной вес»?


    Неправильный перенос веса с ноги на ногу.

  • Какие ошибки занимающихся тайцзи относятся к физическим?

    Одеревенение. Это состояние тела, которое, как правило, возникает из-за неправильной физической нагрузки. При привнесении или вырабатывании этого состояния на занятиях тайцзи-цюань происходит блокировка каналов, теряется возможность питания мозга.

    Разобранность. Отсутствие единения в движении создает разнонаправленную нагрузку на разные части тела. В результате становится непонятно, что именно развивается и зачем. Важно понимать работу трех уровней тела: ног, живота-спины-головы и рук.

    Обрушение. Ошибка вытекает оттого, что, не познав внутренние связи, мы бросаем тело в инерционные движения. В результате теряется связь верх-низ, правое-левое, перед-зад. Из-за данной ошибки не только не выстраивается геометрия движения, но и разрушается имеющаяся.

    Отсутствие вбирания груди. Эта ошибка ведет к нарушению оси, опусканию головы и, как следствие, к нарушению пропорции. Сюда же относится ошибка выпуклости и вогнутости, когда за счет дополнительного складывания реально заменяется пропорциональное усилие. Наличествует желание добавить, а не выразить.

    Сгибание спины. Ведет к потере возвратности движения, к нарушению пропорции, и потере связи с землей.

    Заламывание колен. Заламывание колен — типичная ошибка занимающихся из-за неправильного регулирования положения тела, что ведет к потере связи в ногах и неправильному выстраиванию мышечной, сухожильной и костной групп.

    Потеря опоры на стопы. Лишает наши движения направления, приводя действия в инерционное состояние, в котором нет реальной внутренней опоры.

    Зажатость диафрагмы. Эта ошибка следует из зажатости живота, не дающего диафрагме опуститься.

    Потеря кисти. Возникает из-за потери связи кисти с запястьем.

    Отсутствие цельности. Если отсутствует цельность в теле, то движения становятся несогласованными.

  • Какие ошибки можно отнести к энергетическим?

    Отсутствие работы над меридианом поясницы. Считается энергетической ошибкой, поскольку данный аспект полностью зависит от работы поясничного меридиана. Отсутствие работы над развитием меридиана поясницы ведет к невозможности преобразовывать движение. Во время движений важно следить за нагрузкой на поясницу. Сопутствующая ошибка — потеря уровня поясницы.

    Непонимание спирали движений. Пока энергия не начнет реально циркулировать в теле, невозможно достигнуть спиралевидного движения. Опасно имитировать круговые и спиральные движения, пока нет внутренней ясности.

    Линейность. Пока тело не наполнено энергией, все движения линейны. Пока линейность сохраняется, движения следует делать как можно медленнее.

    Поднятость плеч. Является в первую очередь энергетической ошибкой, поскольку мешает возвращению энергии в живот. Также из-за данной ошибки происходит ненужное натяжение в пояснице.

    Выворачивание локтей. Выворачивание локтей ведет к потере связи кистей с плечами. В результате в руке теряется цельность.

    Выпячивание груди. Ведет к блокировке заднесрединного меридиана, к невозможности энергии опуститься вниз и к блокировке диафрагмы, в результате чего формируется поверхностное дыхание. Все это ведет к нарушению и блокировке циркуляции энергии.

    Зажатость в задней части поясницы. Данная ошибка возникает при отводе таза назад. В результате теряется центрированность в животе, нарушается циркуляция энергии в пояснице, и теряется связь с копчиком. Как следствие, теряется связь с ногами.

    Контроль ягодиц. Потеря контроля над ягодицами ведет к искривлению в теле, а также к потере связи живот-ноги. Этот пункт особенно важен для женщин, так как им важно не пережимать матку. Работа должна быть направлена на контроль увязывания ног с телом и животом и на удержание промежности.

    Напряжение в лице. Ведет к потере концентрации и к нарушению циркуляции энергии в голове. В результате, нарушается восприятие звука и внутреннее слышание.

    Непрерывность. В тайцзи-цюань должны реализовываться одновременно два закона: покой в движении и движение в покое. Поэтому каждое движение должно переключаться и иметь завершенность. Пытаться делать все непрерывно — это значит потерять внутренний покой. Нужно уметь возвращать и останавливать, а не только направлять и двигать.

    Отсутствие опоры на центр тяжести. Отсутствие опоры на центр тяжести — ошибка, которая носит в первую очередь ментальный характер, но она имеет серьезные энергетические последствия. Опора должна осуществляться на живот. Он центр. Центр живота — это уже выявленное условие, которое руководит всем. Оно позволяет сознанию опуститься внутрь. Существование с сознанием, не способным опуститься внутрь, характеризуется как существование с поднятым центром тяжести. Развитие центра тяжести — это долгий и монотонный процесс, где опасно просто информировать себя и придумывать, что он есть. Это изменение физиологии и переход на новый уровень частотных характеристик.

  • После просмотра видеороликов с уроками по тайцзи возник вопрос и снова вернулась к статье об ошибках. Я занимаюсь стилем Ян. Во время выполнения комплекса, сосредотачиваясь на внутреннем, иногда перехожу на последовательность форм из другого комплекса. Понимаю, что не хватает концентрации и сосредоточения. Как скорректировать и правильно формировать усилие?


    Важно уйти от зависимости от формы. Больше следить за положениями, а не за переходами. Тайцзи — это конструкция, а не какие-то пластичные движения. Задерживайтесь в каждом положении и начните с того, как вы можете удерживать внимание на ногах, теле, руках и голове. Не спешите лезть внутрь.

  • Где физически локализуется центр тяжести у женщин — в центре живота или матки? Возможно ли выстроить опору на матку в тайцзи-цюань или нужно развивать живот?


    Все зависит от возраста женщины. Если женщина еще репродуктивно активна, то центр должен формироваться в матке. В постклиматическом периоде маточный центр переходит в абдоминальный. Меняется задача внутреннего дыхания. Основная разница двух центров — матка больше поглощает энергию инь, а абдоминальный центр — ян. Т.е. они отличаются ориентированностью.

  • Для женщин – чем и как заниматься во время месячных?


    Во время месячных важно уметь слушать тело. Не важно, чем вы занимаетесь, важен ритм, в котором вы находитесь. Конечно, лучше использовать специально для этого существующие практики, но можно делать и тайцзи, если конечно для вас тайцзи — это некая внутреннее осознанная работа. А если это только мышечная работа, и вы не имеете достаточно опыта, то лучше повременить. Также важна правильная диета в этот период. Ни в коем случае нельзя есть много и особенно переедать.

  • Если я использую Тайцзи как инструмент (точнее сказать принципы Тайцзи), но не беру за основу известные формы и не пользовался ими. Я просто изучаю принципы движения тела по этим принципам, пользуясь «свободными» формами. Направлял движение сознанием и я стараюсь увязывать с его помощью всю структуру в единое целое, пытаясь сохранять связи между стопами, животом, поясницей, головой и конечностями. Я чувствую, что понимаю и вижу пропорцию в этом едином сознательном движении, в этих связях и в этой опоре. Другое дело удерживать эту пропорцию постоянно. Вне занятий её обрывает или быстрое движение или отвлечение сознания. Понятно, что это требует постоянного усилия и я сейчас исправляю ошибки нерегулярности (…«наше несовершенство в нерегулярности..»), чтобы развивать усилие по связыванию сознания и движения, проявлению силы в движении постоянно. Учитывая Ваши замечания по поводу развитого объёма ци, хочу спросить — являются ли эти занятия формированием цзин в объёме ци? И какой вид энергии протекает по руке во время «сознательного» движения? Надо ли использовать отдельные известные формы Тайцзи для выработки усилия? (ведь Тайцзи изначально и существовало, как отдельные, не связанные последовательностью формы внутренней алхимии).


    Вы знаете, здесь двоякая ситуация. После 10 лет занятий Тайцзи, я разуверовался в системе, хотя обучался у нескольких серьезных мастеров. Мало того, что они все по-разному делали, я не понимал саму геометрию вопроса, а значит не понимал и опоры. И я пошел по пути, как вы: взял узлы и стал их осознавать. Что толку понимать два, не поняв одно? Но я не увидел основного — это неспособность моего сознания управлять движениями. И я вынужден был вернуться к классическому обучению и уже в нем более ответственно понимать, что и зачем я делаю. Так что, идея понятна и она верна, но сможете ли вы сложить так все 13 фигур? Далее проблемы существуют чисто физиологические: неправильно развитые мышцы, неправильно сгруппированные сухожилия, нарушения в костях — все это может углубиться. Постоянство — это, действительно, важейшая задача, так как контролируется ритм. Но исправлять ошибки в себе можно, когда мы достигаем 60% целостности. Я вам предлагаю записать видео и прислать, и я укажу ваши ошибки.

    Для того, чтобы формировать цзин в объеме ци — нужна пропорция. Что касается энергии в руках, ее нужно формировать после обретения целостности и опоры в спине. Единственная форма сохраняется с принципами и 13 условиями их формирования — это Лао Цзя. Есть еще носители старой школы Ян, которые работают над этим, но в любом случае, самая древняя из сохранившихся — это Лао Цзя. И лучший ее носитель — Чэнь Сяован.

  • Угол вращения энергии в теле с несовершенной симметрией индивидуален для каждого человека?


    Он опирается на ту часть тела, которая наиболее энергосодержательна, и раскручивает ее.

  • Как узнать, что Тайцзи-цюань, который я практикую, я делаю правильно? Мы занимаемся в нижних позициях, иногда почти сидя, из-за этого бывает трудно расслабиться. Дыхание должно быть естественным, от живота, или наоборот?


    Для того чтобы разобраться в правильности делания, нужно понять задачи. Если вы просто изучаете форму, то тогда, в общем-то, и неважно, где у вас ошибки. Если же вы хотите развить силу, то здесь уже требуются знания, а не просто делание какой-то последовательности. Вопрос не в том, низко вы сидите или нет, а в том, как ведут себя ваши руки и тело. Вы же не мышцы накачиваете. Судя по всему, вы неправильно формируете мышечную группу. И уж конечно, не должно быть блокировок в дыхании.

  • Я занимаюсь давно и у меня есть вопрос: не было ли тайцзи-цюань создано для ближнего боя, если известно, что Ян учил бороться охранников императора? Или это была интерпретация Тайцзи, которую создал Чжан Саньфен для внутренней алхимии?


    Конечно, для выживания мастера демонстрировали определенный аспект искусства, который можно обозначить как оборона, но это не было задачей изучения тайцзи, ведь можно было гораздо быстрее освоить массу инерционных практик, а не вовлекать себя в развитие внутренней силы, на что уходят даже не годы, а десятилетия (и это еще при правильном подходе). Конечно, все зависит от природного расположения центра тяжести, но все же это больше уникальность конкретного мастера, а не массовость явления.

  • Заболевания – это вопрос кармы, того, что мы всегда ходим спящими, или, возможно, некоторые виды колдовства? И в любом случае, практика Тайцзи-цюань помогает в борьбе с ними?


    Занятие тайцзи – это в любом случае работа над циркуляцией энергией, и это, безусловно, бодрит. Но так как вы из Латинской Америки, то, думаю, вы воспринимаете различные воздействия, оказываемые на нас. Надо понимать, что от того, как мы делаем тайцзи, зависит и степень возможной защиты. Важно только не делать форму формально, гоняя одну и ту же энергию.

  • И второй вопрос на примере тайцзи, когда при обучении больше внимание уделяется физическому усилию. Занимающегося учат правильно ставить корпус, руки, ноги в соотв. с принципом удерживания внешнего воздействия или его формирования. Вроде бы все составляющие есть: тело более-менее сцепляется благодаря физ.усилию, сознание-дыхание отслеживается. Вероятно возможно далее утончать усилие, перейдя с силового соединения на энергетическую сцепленность, правда этого мне уже не довелось наблюдать. В чем подвох такой работы?


    Упускается ментальность. Нужно иметь открытое, расслабленное тело в начале, чтобы затем его сжимать.

  • Что такое «анатомия тайцзи-цюань»?

    taiji-anatomyАнатомия тайцзи-цюань — это то, что мы должны преобразовать в процессе практики. И если мы не понимаем, что мы преобразовываем, то надо разбираться, что мы вообще-то делаем. Анатомия тайцзи-цюань — это условие, с которым мы подходим к реализации задачи тайцзи-цюань. Не поняв анатомию тайцзи, невозможно начать заниматься тайцзи, так как мы не в состоянии дать отчет, что мы делаем, и все наши действия — это следствие наших реакций, где сама практика для нас является не более чем эмоцией.

    Конечно, мы можем опираться на форму тайцзи и следовать за ней, пока она нас не вынесет на некий новый рубеж, но тогда мы изначально закладываем в себе условие опоры на ощущения, которые будут в нас сначала взращивать эмоции, а затем их же поглощать. То есть мы будем подходить к процессу реакционно и эмоционально.

  • Что для Вас «обучение»?


    Любое обучение — это зависимость от того, кто нас обучает и это, собственно не проблема, так как мы не можем не зависеть по природе своего происхождения. Вопрос в том, что мы делаем и развиваем в этой зависимости? Мы все отдаем на откуп тем, кто нас обучает. Но даже самый совершенный учитель ничего не сделает с нами в тех условиях, в которых мы находимся, условиях, когда наше внутреннее сосредоточение из-за слабости концентрации проигрывает реакциям на внешний мир, порождающий эмоции. И, естественно, мы либо будем встраивать нашу энергию в зависимые внешние процессы, либо уйдем в протест, что не менее пагубно.

  • Занимаясь тайцзи-цюань реально перестроить своё тело?


    Пока наше тело не готово, мы будем скорее развивать имеющееся, чем реально заниматься перестройкой. Тайцзи-цюань — это, в первую очередь, процесс, где мы не можем стремиться к результатам, мы следуем законам и принципам и взращиваем себя. Здесь совершенство в процессе, а не в достижении результата. Люди, которые стремятся достичь чего-либо, занимаясь тайцзи-цюань, ничего не добьются, так как они либо погрязли в ожидании, завися от временной энергии, либо находятся в спешке, уводя сознание от действительности. Нахождение в процессе — это умение удерживать себя в постоянном процессе преобразования, в награду за которое мы получаем вневременные переживания.

  • Вы занимаетесь тайцзи 35 лет, считаете ли Вы себя мастером?


    Да, я считаю себя мастером, но в это понятие я выношу, возможно, совсем иное понимание, чем принято. Для меня мастер — это тот, кто знает, что ему делать и, самое главное, работает над собой каждый день, особенно если он еще кого-то обучает.

  • Вы занимались у многих известных мастеров, что бы Вы выделили в подходе обучения у того или иного мастера?

    Для меня обучение — это, прежде всего, моя ответственность. И ей меня научили, это самое главное. Когда ты ответственен перед самим собой, то не надо ни на кого пенять, кроме себя.

  • В нашей беседе Вы используете понятия «анатомия тайцзи», «геометрия тайцзи», «алхимия тайцзи». Могли бы Вы разъяснить, что Вы вкладываете в эти понятия?

    Анатомия тайцзи — это, в первую очередь, правильная подготовка человека к занятиям. Сюда входят два ключевых момента: восстановление и настройка. Люди, начиная заниматься чем-то, имеют множество ошибок, причем самые серьезные — это ментальные. В таком состоянии человек априори не может находиться в развитии. Когда нет цельности, то что мы катим, что наращиваем? Даже зная ошибки, что мы можем сделать?

    Правильно подготовить тело и сознание — это как построить корабль, на котором нам потом плыть настолько долго, насколько качественно мы его построим. Анатомия требует умения смотреть внутрь себя, чтобы удерживать задачу. Что толку человеку говорить о принципах и задачах, если для него это не более чем информация, которую он не может перевести в формат знаний.

    Посмотрите, к примеру, в какой обуви занимаются люди. А некоторые из них по 20 лет и более! У них стопа гуляет только из-за неправильной обуви. Какая опора? Какая сила? Или наклоняют голову… Движение должно исходить из стопы, ухватываться животом и выражаться кистью. Но в реальности никто этого не делает.

    Да, есть от природы одаренные ребята, и есть те, кто смог раскочегарить живот. Но цельность должна включать все. А это частности, и если бы многие мастера разобрались с анатомией тайцзи, они бы не мучились, доказывая свою правоту. Люди не отличают первого уровня от второго, и здесь уже не важно, куда они зашли в развитии, так как не понятен остался сам принцип, алгоритм развития.

    Так что перед анатомией тайцзи стоит сложная задача погрузить сознание внутрь, научить человека быть внимательным и наблюдательным. И тогда мы можем перейти к строительству тела и заняться выстраиванием пропорции, что и означает развивать геометрию тайцзи. Без этого человек окунается в наполнение, он не понимает механизм развития и начинает наращивать ощущения. До какого-то этапа это хорошо, но затем наступает перенасыщение, энергия начинает застариваться, поскольку при завимости от наполнения мы никогда не научимся перегонять энергию. Вот почему я ввожу третий этап — понятие «алхимии тайцзи». Понимая анатомию тайцзи, мы можем построить геометрию. Понимая геометрию, мы можем выйти на алхимию. В противном случае, не понятно, зачем вообще человек занимается тайцзи-цюань.

    Важно понимать: не научившись сосредотачиваться, невозможно себя перестраивать, так как перестройка — это более тонкое понятие, где мы изменяем вибрацию физического тела в понятиях, к которым мы привыкли. И только изменив и перестроив его, мы можем заняться преобразованием и трансформацией, что, собственно, и есть алхимия. Невозможно заниматься алхимией, не изменив тело.

  • Но ведь тайцзи-цюань и есть внутренняя система, направленная на культивацию ци?

    О, этот вопрос сегодня можно убрать в сторону, так как для этого нужно иметь слишком сконцентрированное сознание, которое в современном тайцзи вообще не развивается. Вот возьмите, к примеру, даньтянь — кто вообще понимает, что это такое?

    Даже те, кто каким-то случайным образом, чаще по геометрии рождения, смог опереться на него, разве понимают механизм действия? Даньтянь нельзя понять без сильно развитой концентрации — как имея, так и не имея его — так как даньтянь есть наука о вибрациях. Кто, скажите мне, в реальности обучает внутренней системе, если адепту даже не подготавливают необходимые инструменты для этого? Все это давно стало лозунгом и мифом, в который хоть и верят многие, но это становится их максимумом. А насиловать внутреннюю энергию, эту пресловутую ци, это не есть внутренняя работа, если, конечно, не считать сжигание энергии неким качеством. Нужна реальная внутренняя сила. Кто ее понимает? Кто умеет ее взращивать?

  • А Вы умеете взращивать внутреннюю силу?

    Дело не во мне, я ставлю вопросы. Кто ко мне попадал на программу «Геометрия развития» — пусть они отвечают. К сожалению, приходится тратить десятки лет на реанимацию людей, то есть заниматься анатомией тайцзи. Да, собственно, и я сам являюсь жертвой многих проблем, заложенных неосознанным развитием. Это же не приемчик, который взял и сделал. Надо выращивать силу, а для начала нужно ее посадить.

  • В беседе Вы сказали, что большая ошибка считать тайцзи-цюань боевым искусством.

    Для меня боевые искусства вообще миф, развитие всегда направлено на победу над самим собой. Если мы ставим задачу кого-то побить-убить, давайте не будем называть это искусством, так как минимум мы взращиваем агрессию, нетерпимость и злость. Если для кого-то взрывать в лифте гранатой людей — искусство, тогда что это за мир? Для меня бить по роже другого — то же самое, что поленом по голове сзади, это просто ненормально. А то, что человечество не может жить без этого, и называет все это искусством, что я могу сказать… Да, собственно, это очень большой вопрос, где нужно много рассуждать, чтобы показать проблему с разных сторон.

    То, что из тайцзи-цюань делают боевое искусство и обучают какому-то применению, то понятно, что в условиях бизнеса, хоть против пушки учи, лишь бы деньги платили. А то, что мастера тайцзи успешно себя проявляют на поприще «кому-то рожу набить», так то было их естественное состояние, которое исходило из способности выражать силу. Техника здесь ни при чем.

    Что же касается туйшоу, то, во-первых, нельзя сказать, что это чисто техника тайцзи-цюань, и принципы, которые там развиваются, сугубо тренажерные для укрепления силы. Это реальное искусство, направленное на уплотнение энергии.

  • Мне 24 года. Недавно я почувствовал необходимость заниматься тайцзи, чтобы решить свои ментальные проблемы, с которыми мне сложно разобраться только посредством головы. На этом начальном этапе возникла дилемма: чувствую недостаток контакта с противником (спарринга), дабы убрать свои психологические зажимы. Дело в том, что в бытовых ситуациях я впадаю в ступор, когда встречаюсь с агрессией, направленной в мою сторону. В детстве занимался каратэ Кёкусинкай, но со временем проблема не решилась, а скорее только усугубилась. Вопрос: при Вашем отношении к восточным единоборствам, как Вы думаете, возможно ли комбинировать занятия полноконтактными единоборствами и тайцзи? насколько это целесообразно в моем случае?

    Важно что вы пытаетесь разобраться, а не даете определения. И я не хочу давать. А просто исхожу из опыта. Невозможно соединить несоединяемое — это ловушка, в которую попадают тысячи людей. Причина? Пока не понята физика Тайцзи — невозможно оперировать пониманием Тайцзи. Нужно уметь правильно простраивать тело и сознание. И только поняв правильность, можно давать определение. Никакая техника не поможет, если нет зависимости от сосредоточенности. А на это уйдут годы. И самое главное, не то, что мы достигаем или не достигаем, а что дальше и дальше себя отдаляем от реальности, так и не познав ее сути. Конечно, давать определение мне сложно. Так как все зависит еще и от того у кого вы занимаетесь, а не чем. Я жертва боевых искусств и просто информирую других, что это не есть плохо, но это есть неправильно. Дальше сами решайте, для чего нужна эта агония.

  • При выполнении шелковой нити возникает желание вписаться в спираль за счет легкого заваливания оси от движения (как бы сбалансировать руку в противофазе), как в «пьяных» стилях. Нечто подобное прослеживается и у ЧСВ. Хотелось бы выяснить насколько подобная работа имеет место быть или не допускать ничего подобного?

    Это перекладывание усилия на живот, что позволительно для силы, но не позволительно для простраивания.

  • Почему репродуктивную систему Вы относите к системе с наиболее совершенной геометрией? С совершенной по сравнению с неразвитой геометрией других систем, или вообще? И почему сексуальную энергию Вы определяете даже как носителя идеи геометрии в целом?

    Я ее отношу к совершенной геометрии Пренатального тела, так как от природы мы имеем несовершенное тело, и самый совершенный сосуд несовершенного тела – сосуды половых органов. Сексуальная энергия есть производная пренатальной геометрии. Но так же надо понимать – есть рождение с сверхсознательными показателями, и эта геометрия работает на них даже без обладания совершенной геометрией.

  • Скажите, когда вы говорите о построении тела, то что в действительности вы имеете в виду прежде всего?

    Я говорю о том, что нужно правильно развиваться. Для этого нужно начать с отрабатывания сосредоточения.


  • Что Вы понимаете под понятием «символ»? Как он связан с геометрией?

    Он представляет ее. Это геометрический ключ. Если в символе не видеть геометрию – то это не символ.


  • Входит ли «звезда» в число пяти кристаллических форм, необходимых для поддержания трехмерного пространства? С чем она соотносится?

    Звезда — это условие завязывания шести осей. Это минимальное условие для кристаллизации, как бы базовая задача. Дальше идет усложнение. Кристаллизация — это переход от трехмерного пространства к многомерному. Все зависит от того, какое количество осей участвует в кристаллизации. Можно сказать, что звезда — это первый процесс кристаллизации, выраженный пропорциональным усилием.

  • Является ли «звезда» совершенной фигурой? (Ведь её основные углы равны 36 градусам и не соответствуют заданной точности?) Возможна ли (используется ли) такая трансформация «звезды», когда её центр (пятигранник) преобразуется в сферу, а её лучи — в конусы?

    Звезда — это уже кристалл, а не геометрическая фигура. Следовательно, на нее надо смотреть с позиции сжатости, давления.

  • Вы говорите, что звезда — уже кристалл, а не фигура, и на неё надо смотреть с позиции сжатия. Тогда получается, что у тела натяжения нет фигуры (формы вращения)?

    Почему же. Если рассматривать фигуру в покое, тогда нет. Но в движении есть.

  • Получается, что геометрия (фигура) тела натяжения, кроме того, связана и с базовыми условиями завязывания шести осей при кристаллизации, и с пятью Вратами тела, да и со схемой взаимосвязи пяти элементов (плотностей) в нашем теле. Так ли это? И что тогда в этой связи первично и определяюще?

    Ну, не надо все в один котел мешать. Все-таки это система тела, и она есть условие базовой энергии. Но так как там больше всего желез, через неё легче изменять напряжение. Ну и как следствие, добиваться частотной кристаллизации, но это уже обрабатывает эндокринная система.


  • Связаны ли как-то сердце и печень человека с системой желез (эндокринной системой)?


    А как же! Они генерируют энергию для них, и это называется чувствами. А если не могут, то железы начинают возбуждать органы, и это называется эмоциями.

  • Какие пять внутренних сосудов тела участвуют в формировании геометрии тела? Какова роль остальных сосудов в этом процессе?


    Печень, селезенка, легкие, почки, сердце. Остальные внутренние сосуды генерируют условия или обрабатывают энергию.

  • Являют ли собой простейшие связи в теле между пятью внутренними сосудами соответствие перекрёстным связям по схеме «звезды»?


    Должны являть.

  • Нужно ли на уровне физиологии представлять (и далее осознавать) работу каждого органа в теле? Возможно ли это? Как можно понять их природу?

    Сначала надо восстановить каждый орган. Даосская система на каждый орган дает свою задачу и технику. Ведь зачастую органы несовершенны или сдвинуты с места.

  • Как можно описать семь качеств Бо и три качества Хунь?

    Три качества Хунь — это три качества нашего пространства, и они постоянны. Семь качеств Бо — непостоянны, и это рисунок комбинационных усилий. В реальности это учение о гармонии, но не учение о развитии. Гармония — это опора для развития, а не само развитие. Так что описывать семь качеств Бо — это описывать семь возможных нарушений гармонии. А описывать три качества Хунь — это описывать три условия гармонии, или три опоры.

  • Как разделить при формировании пропорции роль Центра, который является опорой всех энергетических преобразований, с одной стороны, и роль сосуда сердца, с другой (в горизонтальную структуру которого включены все пять основных сосудов тела — сосуды лёгких, печени, почек, селезёнки плюс ещё желудок; а в вертикальную — сосуды локтя и колена). Говорит ли это о том, что сосуд сердца является центрообразующим в построении пропорции, учитывая еще и его сложную внешнюю структуру? Как же вскрывать сосуд сердца?

    Каждый сосуд имеет вектор. После того как сосуды открыты, их надо структурировать. И затем уже включается вектор каждого из них.

  • Как правильно вскрывать вроде бы давно работающие сосуды тела?

    Лучше всего использовать практику на каждый отдельный сосуд.

  • Играет ли какую-то особую роль в формировании энергии человека связка сосудов головы, горла, сердца, пупка и половых органов?

    Каждый из сосудов имеет определенное значение. Однако вначале надо разобраться с девятью внешними сосудами и пятью внутренними. Шея — самостоятельный сосуд. Половые органы и пупок — в связке с нижним киноварным полем.

  • Получается, что роль энергии ци как слабого звена в развитии человека меняется в зависимости от этапа его развития — от совершенно необходимой до практически ненужной. Ведь хотя развитие, по сути, состоит в построении центрированного сознания как главного условия дальнейшего движения, но главным источником питания мозга всё равно остаётся ресурс тела, без которого развитие невозможно. Конечно, строящийся Центр позволяет затем наполняться более тонкими энергиями, но роль ци до полного построения оси тела цзин получается велика. Тут и возникает вопрос о показателях объёма и «качества», которые надо выверенно поддерживать, с одной стороны, и трудно определить и контролировать, с другой. Что помогает человеку задавать правильную меру? Только намерение упираться в то, что есть, или переходить к композиции?

    Да, вопрос с ци именно так и надо понимать. Но здесь можно совершить ошибку в построении, комбинации и ритме, поэтому нам нужна мера. Понятие меры приходит через пропорцию. Т.е. нужно построить пропорцию и с ее помощью познать меру. Тогда не ошибетесь.

  • Какова роль и место тройного обогревателя в формировании пропорции (циркуляции энергии) и структуризации тела?

    Тройной обогреватель — это орган, который определяет и выражает наличие оси. Он проявляет свою активность в группировании трех частей тела. В пассивном состоянии связан с пупком.

  • Опыт показывает, что одним из условий познания является движение по спирали. Мы обречены возвращаться к «пройденному», но уже на другом уровне понимания и только в этом случае реально продвигаться. (Правда при этом Кто-то должен прервать наш гордый полёт — величавый, как полёт курицы…). Всему своё время, точнее безвременье, но кое о чём хочется и узнать. Например, Вы говорите, что познать свою фигуру, заданную земными условиями, можно через построение (осознание) пропорции. Но как пропорция, определяемая практически одинаковым «трафиком» связей и узлов для всех людей и подобными энергетическими потоками (циркуляциями), может породить 12 фигур? (Немногие, наверное, вообще смогут назвать 12 произвольных фигур, способных соответствовать нашей структуре). Или фигуры настолько несимметричны, произвольны и незамкнуты? Чем они могут отличаться?

    По сути, одна фигура сидит внутри другой, и в реальности нам нужно стремиться к симметричным и более совершенным фигурам. Самая совершенная из них — это сфера, но все эти фигуры нужны нам для того, чтобы перейти с одной ступеньки на другую. Мы сколько угодно можем говорить о совершенствовании, но у него есть заданная схема действий. Это как кантовать шкаф. У нас есть шкаф, но от искусства кантования зависит какой шаг мы сделаем, и самый лучший шаг — это тот, который на одну фазу опережает предыдущий. Не надо больше. Если же мы будем идти по ступенькам одна за другой, то мы не поймем, что мы поднимаемся, так как, перейдя на следующую ступеньку, мы сразу забываем предыдущую. Усилие несоизмеримо развитию.

  • При формировании пропорции энергия, например, между двумя узлами конечностей занимает определённый объём. Хотя при этом её «стержень» чувствуется в кости. Нужно ли концентрироваться на погружении в кость во время занятий?

    Энергия в кость должна приходить за счет возвратности энергии. Специально она поступает при использовании специальных практик, например, при очистке костного мозга. Здесь нужно аккуратно, так как это может привести к ослаблению кости, ее разборке.

  • В каких взаимоотношениях находится понятие «серединность» и «симметрия»? Что есть развернутое определение понятия «серединность» (применительно к физическому, энергетическому, ментальному)?

    Срединность — очень четкое и ёмкое понятие, пришедшее к нам из Поднебесной. Это определенное гармоничное переживание бытия, основанное на полноценной циркуляции энергии, которую либо развивали, либо поддерживали при помощи мастеров, даосских алхимиков и врачей (хотя сегодня все эти понятия также неразделимы). Симметрия — это геометрическое условие, так сказать, обозначение. Баланс и симметрия являются важными значениями, но они неживые без понятия срединности как свойства (гармония, естественность) или без усилия сосредоточения и концентрации. По сути, невозможность для западного человека прожить и ощутить срединность оставляет его с пониманием симметрии. Но без должного усилия, соединяющего эту симметрию, он остается все тем же невеждой.

  • Поясните, пожалуйста, что такое полукристаллическая структура? Что необходимо добавить к ней, чтобы перейти к кристаллической? Может ли полукристалл генерировать энергию?

    Полукристаллическая структура — та, которая имеет формы. Она получается, когда выращивают кристаллы. Так же происходит и в процессе внутренней алхимии: после создания пропорции, строится форма, затем она начинает создавать усилие, которое формирует кристаллическую форму. Вот это базовое усилие также рассматривается как полукристалличекая структура. Сюда же можно отнести и плоские кристаллы, сформированные не за счет совершенной формы, но имеющие в себе микроформы.

  • Какие органы или системы тела участвуют в горизонтальном резонансе? Является ли этот низкочастотный резонанс проявлением нашей зависимости от пяти качеств (первоэлементов)? Какова его роль в совершенствовании структуры? Почему он ориентирован не на микрокосмическую орбиту Макрокосма, а на Южный Крест? Чем является Южный Крест в пропорции Неба?

    Пять органов вместилищ определяют свою деятельность в соответствии с тем наполнением, которое они получают. Они предопределяют горизонтальный резонанс эмоций. Однако здесь определяющим фактором является особенность циркуляции энергии (у мужчины и женщины она разнится), т. е. способность организма набирать, а затем перераспределять или наоборот перераспределять, а затем набирать. Также важно соответствие полушарий. Если мы находимся под влиянием Южного Креста, то важнее собирание, а затем перераспределение. Поэтому надо понять формулу существования человека. Если взять зависимость от формулы Земли, то мы можем увидеть интересные показатели, например, в случае с Латинской Америкой в Южном полушарии: зависимость от эмоциональности, и выход из этой зависимости за счет ритма в Африке. Соответственно, в какой-то степени энергетически мы можем сказать, что Земля — плоская, а не круглая. В общем, я дал вам несколько зацепок — думайте.

  • Кристалл формируется за счёт усилия, создаваемого телом вращения. Является ли форма этого тела (тела цзин) и пространственной формой кристалла? Относится ли используемое вами понятие геометрии (форма со связями) уже к структуре кристалла, а не, например, к пропорции…?

    Форма проявляется, когда есть пропорция и простроенные связи. Далее идет формирование фигуры, ее совершенствование. И уж потом создаются условия для кристаллизации. Важно здесь изначально получить более совершенную форму, фигуру.

  • Стоит ли замыкать линии пропорции в теле («плечо — бедро — колено — колено — бедро — плечо» или «плечо — бедро — бедро — плечо»)? Ведь сознание охватывает весь внутренний объём, да и поверхность внешней сферы. Тогда логичней включить эти узлы (плечо, бедро, колено), растянув их, в куб, вписанный в сферу. Но стоит ли тогда «привязываться» к точкам пересечения куба со сферой как к узловым? Или они несут какой-то структурный смысл?

    Процесс должен быть такой: открытие сосудов — налаживание простейших связей — сохранение энергии в сосудах — усложнение связей.

  • Глубина многомерности зависит от количества осей, участвующих в процессе кристаллизации. Тайцзи-цюань, создавая управляемую сферу, объединяет восемь сил, восемь сообщающихся сосудов сферы, восемь осей. Как работать с этими восьмью направлениями тем, кто не практикует тайцзи? Как их интерпретировать? Что происходит с человеком, если процесс кристаллизации происходит лишь по нескольким осям? Возможно ли дальнейшее наращивание развития или процесс окончательно завершается?

    Обязательно нужно использовать систему построения пропорции. Конечно, тайцзи-цюань — это лучшее (если, конечно, правильно изучать его). Можно использовать древнюю технику и-цюань. Без пропорции будет очень сложно.

  • Какую роль играет центр промежности Хуэй-инь при формировании циркуляции энергии? В том числе при движении?

    Увязывает ноги с телом.

  • Процесс развития сложен ещё тем, что сознанию одновременно приходится удерживать множество направлений, число которых постоянно возрастает. Как правильно строить дисциплину действий? Предусматривает ли метод строгую последовательность или определённую «ширину фронта»? Но имеет ли последняя смысл? Ведь, например, многого (да почти ничего!) нельзя добиться без построения Ниван-гуна, а это процесс не единомоментный и совсем неоднозначный. Ясно, что ось без него не простроить. А возможно ли полноценное строительство пропорции (геометрии)?

    Поэтому и надо следовать методу, где аспекты работы над концентрацией, пропорцией и осью были бы взаимосвязаны.

  • Формировать правильное усилие в теле приходится в условиях значительной неопределённости. Например, состояние центра (живота), с одной стороны, уплотняется и вовлекает в структуру новые области, а с другой — обладает «текучестью» центра. Т.е. его размер в зависимости от решаемой задачи и концентрации меняется от «точки» до различных концентрически уплотняемых диаметров сфер внутри общей плотности. Как при построении пропорции, простраивая связи узлов (Дворцов) рук и ног (имеющих примерно один диаметр), опираться на центр? Растворять опору в большом объёме или уплотнять центр до какого-то (какого?) объёма?

    Здесь проживается нарушение частотных усилий в теле, и они создают различные ощущения в области живота. Пропорциональное же усилие вначале создает единую форму в животе, а затем простраивает центр. То, о чем вы пишите, это осевое усилие, оно и блуждает. Нужно идти от создания формы киноварного поля. Затем строить центр, иначе будет опора на центры, которые не увязаны в единую матрицу. А в животе таких может быть девять.

  • Вы говорили, что первоочередной задачей в работе над созданием пропорции является восстановление квадрата (плечо-плечо-бедро-бедро), а затем формирование куба. Так что же представляет собой куб?

    Это условие циркуляции энергии в квадрате. Она задает объем куба.

  • Зачем нужно делать тело пропорциональным?


    Формирование пропорции — это внутреннее усилие, создающее возможность усиления и частичного или полного изменения энергетических и физических параметров тела. Этот уровень требует осознания физиологических и энергетических принципов развития тела, того, на что оно опирается в своем развитии и чему соответствует то или иное физическое усилие. Эти знания необходимы для выстраивания правильной работы мышц, сухожилий, костей, кожи, артерий.

  • Чему учит простраивание геометрии?


    Данный уровень учит вырабатывать внутреннюю опору, позволяющую человеку зависеть, в первую очередь, от своих природных возможностей, не сбиваясь на ассоциативное понимание развития без личностного соответствия.

  • Почему нельзя простраивать тело чисто физически, исключив ментальное усилие?


    Бездумное физическое развитие парализует и рассеивает энергию, замещая ее аэробной нагрузкой, которая лишь на короткий промежуток времени замещает усилие перегонки энергии. Физическое развитие без должной концентрации и правильной циркуляции энергии — это миф о «здоровом образе жизни». Развитие физического тела должно пониматься, оно должно опираться на законы, которые помогают поддерживать питание сознания энергией, не нарушая при этом заданных природой процессов.

  • Каковы условия формирования единого тела?


    Только после того, как человек выработал, правильно развил концентрацию и  выстроил правильную циркуляцию энергии, он подходит к возможности объединить в единое целое тело, энергию и сознание, когда все основные ресурсы начинают работать едино.

  • Чем нужно заниматься, чтоб начать накапливать энергию в теле?


    Не важно, чем занят человек: двигает ли он рукой, концентрируется на чем-то, удерживая тело правильно, или выстраивает ту или иную циркуляцию энергии — все в теле должно быть увязано воедино. Энергия, сознание и тело должны быть едины в каждый момент. Без этого единения невозможно приступить к внутреннему усилению, то есть к накоплению энергии.

  • Зачем нужно наполнение с позиции построения геометрии?

    Лишь при условии накопления дополнительного ресурса энергии человек может приступить к изменению себя. Изменять же тело и энергию необходимо для вырабатывания еще больших ресурсов нашего организма, да и просто для улучшения работы тела и сознания.

  • Как понимать искусство обучения с позиции построения геометрии тела?

    Искусство обучения при формировании пропорции развивает реальное понимание того, что есть пропорция и для чего она нужна. Обучение опирается на правильное понимание строительства мышечной и сухожильной групп и, как следствие, скелета — опоры внутренней геометрии тела. Искусство обучения заключается в познании принципов и законов геометрической пропорции, являя, тем самым, само искусство строительства. Таким образом, искусство обучения в данном случае включает:

    • искусство познания принципов развития физического тела;
    • понимание законов и соответствий пропорционального тела.

  • Что понимается под условиями обучения построению геометрии тела?


    Условия обучения заключаются в вырабатывании осознания тела как геометрической модели внешнего и внутреннего тела. То есть мы говорим в данном случае о вырабатывании соответствий внутренних сосудов тела и внешних.

  • Чем достигается состояние невозвратности?


    Вызывается формированием энергетических связей, дающих физическое, энергетическое и ментальное восприятие пропорции. Здесь мы говорим о реальном понимании тела как геометрической модели.

  • Каковы инструменты познания геометрии тела?


    Практики, способные вывести человека на понимание геометрии тела. Идеальной практикой является тайцзи-цюань.

  • Я 23 года занимаюсь тайцзи и цигун, есть 10-ти-летний опыт преподавания. По вашей статье у меня складывается впечатление, что вы не понимаете сути тайцзи и к тому же неправильно используете один из его базовых принципов, называя его «пропорциональностью», это неправильный перевод этого понятия с китайского. Более точным является понятие равновесия или гармонии, но никак не пропорциональности. Пропорциональность — это как раз понятие, полностью противоположное принципу равновесия. Пропорциональность — это когда вы увеличив какую-то часть в 10 раз должны пропорционально увеличить остальные в 10, а реальное равновесие в тайцзи — это не увеличение первого для уравновешивания увеличившегося второго, а уменьшение или увеличение одного, за счёт другого для их равновесия. Мастер тайцзи — это «ноль» или весы находящиеся в равновесии и тайцзи как боевое исскуство это приведение себя, противника и окружающий мир к гармонии, т.е. умение отнять что-то лишнее или добавить недостающее, чтобы у нападавшего появилось чувство гармонии и пропало желание нападать на тебя. Тайцзи к тому же нельзя отделять от его боевого аспекта ибо тогда тайцзи перестаёт им быть, а это полноценное боевое искусство высшего порядка, когда ты вступаешь в сражение либо с собственными недостатками, либо с несовершенством окружающего тебя мира людей. Мне за мою практику преподавания попадалось много учеников, испорченных горе «мастерами», их уже нельзя было исправить. И насчёт исправления в форме — мастер должен не столько исправлять форму учеников сколько знать почему нужно делать именно так, а не иначе и именно эти знания дают эффект в обучении, а знания эти приходят в результате долговременной практики и работе с собственным телом и сознанием как на уровне физики, так и на уровне энергетики, а потом эти знания нужно уметь выразить доступным для ученика образом, используя его манеру говорить и понятийную базу, что-бы он понял о чём речь — а это уже способность читать человека, как на уровне мыслей, так и на уровне энергий. И мне вот интересно к какому типу занимающихся, описанных вами, вы относите себя и добрались ли вы до своего истинного «Я»? Рассусоливаний и философствований типа бесконечности путей и т.д. неприемлю в корне, есть бесконечное познание вселенной, но к себе истиному ты попадаешь сразу и окончательно, а уже в этом состоянии полноты идёшь дальше.


    Пока вы занимаетесь тайцзи — вы можете, конечно, так рассуждать. Вот когда вы начнете практиковать — вы увидите это искусство по-другому. В любом случае, вы набрали опыт и это — ваше.

  • Но не является ли ваше письмо реакцией на мою статью?
    Или так поставим вопрос: зачем вам было мне писать?
    Или так: а что вы, собственно, написали?
    Или так: какое имеет значение для вас мое понимание?
    Или так: ну ты че, мужик, в геометрии запутался?


    Ну, в общем, спасибо за внимание.

  • А зачем вы написали эту статью? Название — «Зачем человеку заниматься тайцзицюань», но ответа на этот вопрос или утверждение в статье нет.

    Там только описание разных типов людей, занимающихся тайцзи с различных позиций ума за исключением упомянутых вами алхимиков. Быть учеником в современном мире можно не только теоретически, потому что современные учителя в состоянии контролировать своих учеников 24 часа в сутки используя своё развитое сознание и при этом ученику не обязательно постоянно находиться с учителем. Мои ученики при невозможности быть рядом, но когда им нужна правильная настройка или помощь, обращаются ко мне мысленно и получают реальную помощь. Следовать традиции? Следование традиции согласовываясь с теми ограничениями, которые эта традиция, может даже не желая этого, накладывает, в том числе и чисто китайскую специфику некоторых мировозренческих взглядов, приводит в конце концов к тупику из которого потом всё равно приходится выбираться. Практикую я этот образ жизни уже не одно воплощение и когда-то давно в прошлом даже пришлось стоять у истоков этой системы. А настоящее тайцзи находится там за пределами ума, что близко к понятию смерти, так как остановка ума у человека всегда ассоциируеться именно с этим понятием, отсюда и страх у людей и различные философствования, которые и за всю жизнь не заменят практики. От меня уходили ученики не потому, что я не оправдывал их надежд, а как раз наоборот — потому-что реальность для них оказывалась слишком пугающей по сравнению с их иллюзорной жизнью. Зачем я всё это пишу? А хрен его знает. Ответ на этот вопрос знает только тот, к кому обращены мои слова. Я всего лишь посланник и проводник. А реально тренировать нужно не ум и не тело — ум должен всего лишь отойти в сторону и не мешать, а физическое тело — не сопротивляться прохождению различных энергий, тренировать и развивать нужно то, что лежит за пределами ума и тела, и начинаешь ощущать это лишь тогда, когда отключаешь ум и расслабляешь тело до состояния растворения этого самого тела. В любом случае и вам спасибо, что не проигнорировали моё письмо, и жаль что проигнорировали мой вопрос. В любом случае, можете ответить на него самому себе, а мне всё равно.


    Ну, че, прикольно! Спасибо! Прочитал.

  • Как на Ваш взгляд, нужно ли стремиться заниматься с китайскими мастерами? Ведь очевидно, что сделать так как мастер — ты не сможешь, нечем, ни тело, ни энергия не готовы. Обычно китайские мастера ничего не объясняют, т.е. сознание тоже не включается в работу. Повторять тридцать раз одно движение, не понимая ни задач, ни его смысла — совсем для нас абсурд. Ну поправит тебя мастер пару раз, но эту правку даже повторить самому потом невозможно. Вот и получается, что нужен не мастер — эталон, реализовавший тайцзи, а проводник, который расставит понятные вехи, что делать. И здесь встает вопрос — как человеку, пришедшему впервые на тайцзи, понять, что за ведущий перед ним и реально ли занятия с ним приведут хоть к какому-то положительному остатку?


    Вы знаете, самое опасное случается, когда человек не понимает, что и зачем, а начинает судить. Проблема у всех одна и так же — это уровень сознания. Конечно, для китайцев это не проблема, так как тело их понимает, слышит и чувствует иначе. Но европейцу надо разбираться с головой. Иначе болванчиком можно быть и у европейского мастера. Следующая проблема это мастера, который зачастую не столько учил учеников, сколько пасет их. В общем, пока ученик не научился обучаться — не важно, у кого он обучается. Но, обучаясь, надо познавать метод. Если вы не владеете методом, и не понимаете его, то можно уйти не туда. Вначале надо выработать дисциплину действий, разобраться что вы делаете и зачем. Большая ошибка считать, что вы занимаясь у большого мастера, чего-либо добьетесь, так как он в вас может не видеть ученика. И, самое важное, ваше понимание того, что вы делаете далеко от понимания того, кто преподает. И чтобы прийти к другому пониманию нужно набрать опыт. Если вы считаете, что у вас нет понимания — вы ошибаетесь. Оно есть! Например, у вас понимание, что заниматься в говнодавах тайцзи — это нормально. Вам и в голову не приходит, что эта обувь вас калечит.

  • Почему вы постоянно говорите, что тайцзи-цюань – это не боевое искусство? Вы что не разбираетесь, или прикалываетесь?

    К сожалению, не только я не разбираюсь, но и затрудняюсь сказать, кто вообще разбирается. У меня более 30 лет опыта занятиями тайцзи-цюань и я пришел к выводу, что тайцзи-цюань не имеет ничего общего с тем, что все декларируют. Даже формирование тайцзи давно стало какими-то зазубренными различными занимающимися формулами. В реальности, единственная реальная книга по тайцзи под авторством Чэнь Синя (Chen Xin), указывает на связь тайцзи с 13 формулами, которые разработал Чжан Саньфэн. Таким образом, речь идет о внутреннем изменении тела, его структуризации.
    Я допускаю, что Чэнь Вантин, насоздавал там что-то. Но, к примеру, возьмем, реального мастера Лей Мина (1911-1986); реального, а не вымышленного ученика Чэнь Факе. Техники, которые он давал и форму (33 движения), которые он с помощью Чэнь Факе создал, сегодня не знает никто. Можно сказать, что на сегодняшний день реально осталась единственная форма Лао Цзя, которую дают все, как кому не лень, и она связана с тем, что описывал Чэнь Синь. Получается, что в разные периоды, тайцзи подчинялось локальным задачам: финансовым, боевым, политическим и прочим. Но, никто сам не подчинился тайцзи.
    В реальности, основная идея тайцзи — Хранение одного, не реализована. Тайцзи — система, требующая от изучающего ее изменить свою природу и стать выше себя. Само желание кого-то, победить, просто не может быть в сознании и в ощущениях. Это высший примитивизм — тайцзи, в той форме, в которой его преподают сегодня. А если вы хотите заниматься тайцзи, как боевым искусством — идите заниматься боксом. А в промежутках, медленно водите руками по сторонам, как будто занимаетесь тайцзи.

  • Хоть сам и не курю, но интересно узнать ваше мнение. Как некоторые китайские мастера тайцзицюань выкуривают по несколько сигарет в день?

    Действительно, занятный вопрос. Да, проблема у мастеров с сигаретами и алкоголем есть. Ну, если алкоголь — это скорей как время препровождения у мастеров, то курение — зачастую вредная привычка. В общем, это проблема самих мастеров и как бы не хотелось мусолить эту тему — но реально это им в пользу не идет. Каждый волен останавливаться там, где он хочет, тем более мастера. Я не рекомендую перенимать эту глупую и вредную привычку.

  • Развитие человека имеет множество аспектов: структура, наполнение, частота восприятия, связи, плоскости и т.д. Большинство людей, практикующих саморазвитие, чтобы это ни было: тайцзи или ещё какие-либо практики, скажем, подсаживаются на один принцип, который вскрылся и вся практика проходит через призму этого принципа, тем самым сужается, люди становятся сектантами, ходят с закатанными глазами и прячутся от мира за практиками, вопрос в следующем. Опасности пути саморазвития? И поиск качественных источников знаний?

    В общем, я не сторонник того, как сейчас люди занимаются Тайцзи, но и давать огульное определение вам не советую. И для меня определения, подобно вашим, — более сектантское, чем действие пытающихся в чем-то разобраться или просто даже следующих за кем-то. Если у человека не работает голова, то не важно, где он будет сектант — в какой-нибудь группе, или на квартире с друзьями, или с другими сектантами сети. А что вот эти миллионы, сидящие с выпученными глазами ВКонтакте — не сектанты? Пытаясь в чем-то разобраться, надо избегать определения. Знание — вопрос наращивания и умения обучаться. Никакой источник знаний не может быть качественным, если он не понят и не пережит. Ну, а перед тем, как разбираться со знаниями — нужно разобраться с методом.

  • Вот читал я вас долго и внимательно. Ну а дальше по Райкину. Ни кто из вас ни слова не сказал о правильности движений. Один и тот же комплекс все делают по разному. И все рассуждают о высоких материях. Ответьте на один вопрос. Как правильно?


    Кого это «нас» вы читали и причем здесь движения? Тайцзи определяется не тем, кто и как машет руками, а наличием силы, которая взращивается. Смотреть на делающего со стороны можно лишь тому, кто занимается на менее лет десяти и то, не факт, что проницаемости будет хватать. Вы сначала разберитесь, что для вас тайцзи, а затем вопросы по движениям ставьте.

  • Мой вопрос о разных Школах Тайцзи, идущих от разных семей, а так же о том что называют Даосским Тайцзи, например Уданской линии или линии Лун Мэнь, важна ли линии либо можно заниматься Тайцзи 24 формы и нарабатывать пропорции и взращивать все принципы?


    Важно не название, а у кого вы занимаетесь. Дело не в технике, а в усилии.

  • Мне очень понравилась переписка. Все правы. Позвольте и мне добавить малую толику. На вопрос, зачем мы занимаемся ТЦЦ, я бы задал встречный вопрос: а зачем люди музицируют, если они не зарабатывают этим деньги? Или рисуют? И что такое музыка? И сколько лет надо отдать ей, чтобы стать Моцартом? А если не все могут стать моцартами, может не стоит ею заниматься? Занимайтесь, пожалуйста, хоть музыкой, хоть тай-цзи, на здоровье. Единственный, на мой взгляд, критерий продвижения ученика, это сравнения себя вчерашнего и сегодняшнего. И, опять же, на мой взгляд, не стоит заморачиваться начинающим ученикам на энергиях, на связи с космосом или с другими высшими сферами. Начинать надо с умения врастать в пол, с движения, исходящего из голеностопного сустава, с вывешивания позвоночника, а вовсе не с левитации.


    Позиция.

  • А какие показатели указывают на качественную разборку тела, если есть ощущение не связности плечо-бедро при расслаблении живота в покое и ощущение «неправильности» боковых осей (плюс колено и стопа) при движении?

    Нужно достигнуть единения.
    Это физически ощутимо.

 

Просмотров: 1 111

Видео

Материалы

Продукция