Ли Тегуай

Ли Тегуай

Меридианы

Меридианы — важная энергетическая структура тела, которая определяет процессы циркуляции энергии в нашем теле согласно личностной структуре человека. Современное учение о меридианах значительно отличается от традиционной даосской концепции. На это, кстати, указывают Мавандуйские тексты (обнаруженные в начале 70-х годов XX века), датируемые 170 г. до н. э.

Современная китайская медицина, как ни странно, относит меридианы к структуре физического тела человека, а даосская — энергетического тела. И здесь следует понять разницу между тем, как определяет меридианы даосская и китайская медицина.

Китайская медицина показывает лишь усредненный вариант, который, конечно же, не только не соответствует индивидуально каждому человеку, но еще и вводит в заблуждение при понимании этой системы. Если учесть, что у современного человека вообще половина меридианов не работает, то эффективность такой концепции весьма условна.

Даосская система показывает меридианы с позиции совершенного человека без учета личностных данных. Отсюда и возникает понимание взаимодействия с меридианами, отличное от современного.

Согласно даосской концепции, в человеческом теле существует три группы меридианов. Первая (основная) — соотносится с 12 меридианами; вторая группа соединена с 8 меридианами; третья группа — с 13 меридианами.12 базовых парных меридианов определяют существование тела в покое и представляют Малую космическую орбиту. Восемь меридианов представляют движущееся тело и описываются Большой космической орбитой.

13 меридианов соотнесены с усилиями, которые вырабатываются 12 меридианами, и называются алхимическими, то есть они могут проявиться только в том случае, если человек научился вырабатывать в меридиане необходимое усилие. Без этого меридианы не могут сформироваться. Так как даосская медицина рассматривает меридианы с позиции совершенного человека, то она учитывает и эти меридианы. Собственно говоря, и настоящие специалисты в китайской медицине пользуются не столько знаниями о меридианах, сколько системой связей, которые познаются путем опыта.

Изначально в даосской концепции тело человека рассматривалось как форма, вписанная в сферу или в квадрат (в зависимости от того, рассматривалось ли оно в движении или покое). Например, если мы посмотрим на какого-то человека с позиции движения, то можем сразу увидеть проблемы поднимающейся или опускающейся энергии. Мы знаем в теле те усилия, что движут энергию вверх и вниз, поэтому можем выявить концептуальные проблемы. Если есть проблема с циркуляцией, то это всегда проблема со средней частью тела, которая не соединяет верхнюю и нижнюю части тела.

Конечно, мы можем купировать или временно переключить потоки энергии, но вопрос это не решит. Необходимо понять, что проблемы средней части создаются питанием и дыханием. Поэтому вполне естественно, что, если человека в этой ситуации не заставить питаться правильно, то ничего не изменится. Как мы видим, для этого не нужно даже знать меридианы, достаточно понимать только циркуляцию энергии.

Постоянное и переменное

Далее в связи с меридианами я хотел бы обратить ваше внимание на очень интересное несоответствие. Если мы возьмем меридиан печени, то столкнемся с неким его расположением, которое является не более чем обозначением направления движения энергии куда-то в сторону печени, где существует масса дополнительных путей, которые, якобы, где-то теряются. Как может меридиан потеряться? Меридиан — это константа. В нем может отсутствовать энергия, но сам меридиан имеет четкую природу и схему, и она совершенна вне зависимости от несовершенства энергии в каком-то конкретном случае.

Далее, если мы посмотрим на мышечно-сухожильный меридиан печени, то увидим некий набор сухожилий и мышц, которые при внимательном рассмотрении представляют совсем иную схему меридиана и опираются на движение энергии ци-цзин, а не ци-ци, когда мы рассматриваем просто меридиан.

Здесь вы можете возразить, что есть точки, которые выявляют активизацию того или иного меридиана. Да, действительно, есть точки, но более половины их не имеет фиксированного значения.

Спросите у любого специалиста китайской медицины со стажем о несложном (согласно китайской медицине) меридиане печени или меридиане легких. Пусть он скажет, сколько точек он использует в процессе лечения. Он наверняка ответит, что две-три.

И действительно, ни один реальный иглотерапевт никогда не использует и даже не может использовать все точки. Чем выше уровень врача, тем меньше точек он применяет, потому что он реально понимает, с чем нужно работать, а не тыкает в те точки, которые якобы «плавают» и которые он должен искать. Те же, кто думает, что использование большого количества точек — это показатель мастерства, просто тыкают иглами в тело, создавая больше не терапевтический эффект, а психологический.

Три уровня усилия меридиана

В реальности, знания о меридианах связаны с геометрической концепцией, и изначально меридианы в ногах, руках, теле и голове расположены так же, как и меридианы на Земле. Каждый меридиан имеет три уровня усилия: он может иметь усилие ци, усилие цзин или усилие шэнь. И неправильно говорить, что в меридиане есть энергия ци. Он характеризуется усилием энергии, а не наличием или отсутствием ее там.

Меридианы расположены вокруг ноги, как вокруг цилиндра. Поэтому, если взять меридиан печени, то такой меридиан будет называться «меридианом печени с усилием ци». Меридиан с усилием ци делит нашу ногу на 12 частей.

Меридиан печени с усилием шэнь расположен на центральной оси цилиндра, в который вписана ваша нога. Что мы видим? Все меридианы с усилием шэнь расположены по оси, и они создают другую систему меридианов, которая называется «алхимическими меридианами» и отличается своими частотными характеристиками.

Меридиан с позиции усилия цзин — это угол, который создается между центральной осью и меридианом с усилием ци. Именно это усилие создает условия функционирования восьми меридианов.

Мы определили здесь два очень важных понятия: насколько наш меридиан наполнен и насколько он центрирован. Каждый меридиан — это формула, и в зависимости от этой формулы мы имеем ту или иную спираль каждого меридиана. Все три обозначенных усилия участвуют в создании этой спирали.

Что наполняет меридиан? Только два сосуда: либо стопа, либо живот. Поэтому сначала мы учимся соединять точки наполнения — стопу и живот, и связано это с наполнением.

Что определяет напряжение? Первое — орган, и второе — точка начала меридиана, которая задает импульс. Мы должны научиться создавать напряжение в этих зонах. Сначала мы учимся добывать напряжение в пальцах рук и ног до того момента, пока наш живот не сможет определять вибрацию каждого меридиана.

Напряжение также создается областью диафрагмы, локтями и коленями, но работать с ними можно только после того, когда мы сможем выявить ось. Следует понимать, что человек имеет точки напряжения, а меридианы  — условны. Поэтому когда мы начинаем разбираться с меридианами, мы либо упираемся в хаотическое изучение случайных явлений, либо мы должны научиться понимать геометрию. При создании геометрии мы получаем три разных условия напряжения, которые создают разные группы меридианов. В результате мы имеем шесть типов напряжения в теле и еще одно напряжение в оси (седьмое). Отсюда возникает ритм, который предопределяет наше существование.

Именно поэтому даосская медицина рассматривает, в первую очередь, семь систем тела (и не более). Это те системы, которые имеют идентификационный код напряжения: кожная, мышечная, кровеносная, костная, сухожильная, к ним добавляется репродуктивная система и система управления (или эндокринная система). Все остальные системы, включая нервную, являются зависимыми.

Нужно понимать, что когда мы изучаем меридианы, самое простое — это понять меридианы с позиции наполнения. Второе — с позиции пропорции, когда мы смотрим на построение с позиции Инь-Ян и с позиции У-Син. Дальше — с позиции оси; затем уже с позиции пространства, напряжения и последнее — с позиции ритма. В результате мы получаем схему, на которой основывается все изучение и которой следуют люди, занимающиеся любым видом изучения.

Таким образом, когда мы смотрим на меридианы, мы должны понимать, к чему мы идем и зачем нам нужно изучать тело с позиции пропорции и геометрии. Поэтому Макро- и Микрокосмическая орбиты изучались для того, чтобы отцентрировать меридианы. И, естественно, каждое усилие рассматривается с позиции управителя. Для усилия ци — это живот, для усилия цзин — грудь, для усилия шэнь — голова, сознание. Их называют киноварными полями. У каждого киноварного поля есть свой управитель.

Вот общая схема существования и работы меридианов. И если нам интересно ее познавать, то надо начинать не с изучения меридианов, а с понимания схемы их функционирования. Это понимание не было перенесено в современную концепцию меридианов ввиду поспешности создания китайской медицины по велению Великого Кормчего.

Трудные вопросы

Просмотров: 2 065

Видео

Материалы

Продукция