Люй Дунбинь

Как ударю!

Lui_DunbinИстинность в познании — это сознание, направленное на развитие, а не агрессивные тенденции в попытке сделать что-то кому-то. Бесспорно, в тайцзи-цюань есть такие направления, как туйшоу, которое имеет свои законы и принципы, основанные на том, что мы работаем с энергией, и в этом заключается наше развитие. Но если мы направим ее против кого-то, то это уже будет наша карма, потому что условия воздействия здесь несоизмеримы с физическим воздействием, потому что возникает ситуация перекрытия — человек, владеющий более тонкой энергией, может перекрыть энергию любому человеку. Поэтому туйшоу и было создано для того, чтобы работать с собой посредством другого человека, и тут нет прикладного аспекта, а если и есть, то направлен он в первую очередь на самого себя.

Я не оспариваю возможность развития в тайцзи-цюань с позиции боевого искусства, но я считаю, что это возможно, только если человек когда-то реально занимался каким-то боевым искусством. Если ему били морду пять-десять лет, тогда он поймет, что это такое. А если ему не били морду пять-десять лет и он пришел заниматься тайцзи-цюань как боевым искусством, то это выглядит наивно, потому что когда вам знакомо психическое состояние, когда вам бьют морду, то это одно. А если вы не понимаете этого состояния, то это уже совсем другое.

Вот вы ходите, например, весь такой крутой тайцзист, а к вам тут боксер пьяный подошел… И вы сразу же забудете все технику, потому что он не будет делать то, против чего направлено ваше движение. Он будет делать то, что посчитает нужным. И он может не вложиться ни в одно из ста восьми движений, которые вы подготовили для отражения.

Итак, либо вы цельны и готовы делать то, что вы готовы, либо вы не цельны и просто вспоминаете, какой прием подходит… но зачастую вспоминать будет уже поздно. Особенно в наше время, когда представление о боевом искусстве спекулятивно. В данном случае психологическое состояние первично, и оно тоже исходит от степени сосредоточения.

Представим, что вот настал тот час, когда мы практикуем… Солнце, комары, холод — вот наше реальное испытание, а не занятия в ванильном зале с кондиционером, где все хорошо. Вы только посмотрите, в каких условиях все уже давно занимаются! Может быть, найдется еще несколько энтузиастов, которые в 30 градусов мороза делают тайцзи на льду. Так было раньше и раньше люди так занимались. Это были люди с понятиями. Было нормальным, что ты вышел, и у тебя все отмерзло, но ты делаешь тайцзи.

Правда, тайцзи тут тоже нет. Но зато есть совсем иная психология развития, потому что ты стоишь как отмороженный снеговик с красным носом, но делаешь форму. Это совсем другое психологическое состояние. И нам надо его как-то вырабатывать в этих «ванильных условиях», когда между нами прослойка в виде какого-то крема. Нам нужно сосредотачиваться и понимать, где находится наше усилие. Мы же даже не ищем уже и внешнее усилие!

Раньше люди искали внешнее усилие, им нужно было заниматься, и они выходили делать это совсем в других условиях. Но когда сегодня приходят люди заниматься тайцзи-цюань с позиции боевых искусств, то не совсем понятно, почему именно это ударило им в голову? Желание двигаться, не напрягаясь, чтобы все отпали от изумления? Но когда мы ставим здесь вопрос о внутренней работе, то поставьте этот вопрос своему сознанию и своей голове — понимают ли они что-нибудь в этом? Способна ли ваша голова развиваться, есть у нее сосредоточение?

В пустом сознании не может быть полного движения, это работа и степень сосредоточения, которая должна наращиваться понемногу каждый день. Иначе это баловство. Мы же говорим о тайцзи как о внутренней практике, а сегодня никто не выражает эту внутреннюю практику. И здесь не может быть элемента сравнения, это личностное усилие, наращивание в индивидуальных объемах. Не говоря уже о том, что сначала нужно в течение продолжительного времени и в достаточном количестве делать усилие над собой, чтобы вообще выражать свое мнение по отношению к тем, кто это усилие уже сделал.

Это ошибка и болезнь современных людей, которые этим занимаются. Они дают оценки, не умея оценивать и не сделав с собою ничего. В тайцзи нельзя себя информировать, особенно в прикладном аспекте. В мире тайцзи-цюань люди должны быть гармоничны по отношению друг к другу, а в результате получается агрессия. Двое в туйшоу становятся друг напротив друга, и оба кипят. Они не могут справиться с сознанием, кровь прилила к голове и от этого у них красные глаза. И здесь возникает важный вопрос: с чем они реально работают — с кровью или с энергией?

Многие работают именно с кровью: они раскачивают и раскручивают ее, так как кровь — это первичный носитель ци. Она дает очень много энергии, она наполняет мышцы, наполняет мозг, в результате чего человек переживает состояние эйфории и думает, что вот, пришла энергия… я буду ее только увеличивать… она приведет меня к великому будущему!..

Однако надо понимать, что данная энергия естественна для физиологических функций нашего организма, но не для его развития. Эти понятия нельзя смешивать, потому что первая и самая большая ошибка практикующего — запутаться в энергии ци. Данная энергия не реализует функции, которые мы соотносим с функцией человека. И если мы хотим довести практику тайцзи-цюань до некоего совершенства, то следует поставить вопрос: хотим ли мы стать домашними собачками, совершенствуясь в этом великом искусстве, и ходить, утверждая, что нам ничего не хочется, или же мы готовы все время двигаться вперед?

Может быть, это, конечно, лучше, чем жизнь тех, кто все еще бегает в поиске, поскольку они еще не нашли практику и нервничают по этому поводу. Но эта совсем не та задача, которая должна ставиться перед человеком. Поэтому когда мы говорим о внутренней работе, мы должны решить, готовы ли мы поставить перед собой вопросы. Именно постановка вопросов является для нас той самой важной ступенью развития, на которой мы должны получить ответы.

Хочется отметить, что даосские знания (а тайцзи-цюань входит в систему даосских знаний) достаточно глубоки, а мы умудряемся выказывать свое неуважение к этим знаниям своим отношением к этим знаниям: кто-то похаживает цигун делать, кто-то тайцзи-цюань поделывает. И я тут не выступаю за или против чего-то, я просто показываю некие углы для того, чтобы задуматься о том, а нужно ли вообще тратить время и деньги. Ведь эзотерическая тусовка близка к эзотерической проституции, а в тайцзи идея «щас вдарю!» не пройдет…

Просмотров: 207

Видео

Материалы

Продукция